Please reload

Недавние посты

Что мы даем детям, когда их учим? (Или ожидания от школы Монтессори)

March 19, 2017

1/8
Please reload

Избранные посты

Ожидания родителей и результаты обучения в школе Монтессори

 

 


В настоящее время в России бурно развивается сеть частных детских садов, работающих по системе Монтессори, однако школы Монтессори развиваются не столь активно, между дошкольным и школьным уровнями Монтессори-образования возникает явный дисбаланс. Во многих регионах довольно распространенной является ситуация, когда родители после 3-4 лет пребывания в детском саду Монтессори и даже года обучения в школе Монтессори забирают оттуда своих чад и «отдают» в традиционную муниципальную школу по месту жительства. 

Почему это происходит, и что делать в связи с этим педагогам и руководителям образовательных организаций Монтессори? 

Причин у этого явления несколько. 
Несмотря на то, что многие родители, забирающие детей из школ Монтессори, обозначают в качестве основной причины этого банальный недостаток средств для оплаты обучения в частной школе, подлинной причиной является совсем другое. 

Во-первых, это страх перед существующей государственной Системой, требующей от детей прохождения различных аттестаций и контрольных испытаний в форме тестов, контрольных работ, зачетов и экзаменов. Страх, что на каком-то этапе дети не пройдут какой-то тест или не сдадут экзамен, так как хотелось бы (как правило, на «отлично»). Причем, такие страхи существуют обычно у тех родителей, которые сами были не вполне успешны в сдаче различных экзаменов и прохождении аттестаций. 

Отметим, что в последние годы нашу страну охватила настоящая эпидемия аттестаций, контроля, оценивания, проверок и экзаменов, причем под брендом всего государства. И речь идет не только о пресловутом ЕГЭ. Это масштабный тренд, касающийся всех и вся. Введена ГИА для девятиклассников, вводятся экзамены и после начальной школы, в 4-х классах. Идут речи о поголовной аттестации и переэкзаменовке учителей и администрации государственных школ. Но эта эпидемия давно вышла за рамки образования. Аттестуются и медицинские работники, начинают аттестоваться госслужащие и служащие муниципалитетов. Намечается ввести аттестацию журналистов СМИ, артистов филармоний и театров, и других, работников самых различных сфер. 

Одна «как бы» патриотическая акция «Тотальный диктант», в ходе которой все, кому не лень, «ложатся» под неизвестно кем и зачем составленный проверочно-оценивательный инструмент, чего стоит! После разных происшествий и инцидентов всегда назначаются проверки и аттестации, имеющие тотальные масштабы. 

Получается, что в настоящее время не обязательно делать что-то содержательное, творческое, даже просто работать. Нужно лишь проходить бесчисленные аттестации и проверки. ПРОВЕРКИ И АТТЕСТАЦИИ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ВООБЩЕ! Такую форму принял в нашей стране тоталитаризм. Никто не может отвечать сам за себя, все должны проверить и оценить всех. 

Все это относится к парадигме тоталитарного государства, в котором люди должны удовлетворять неким требованиям со стороны государства. И никак не наоборот. Между тем гуманистическая и демократическая парадигма - это когда государство стремится соответствовать запросам живущих в нем людей. Но гуманизму нам пока еще предстоит учиться много десятилетий. 

Во-вторых, причиной перевода в муниципальные школы есть проявление «колхозного синдрома» у многих родителей – установки у них в головах, что «правильно», когда дети заканчивают школу и затем обязательно поступают в вуз, неважно какой и неважно на какую специальность, но обязательно поступают и обязательно на бюджет. Это признак успеха и удачи. 

Помните, как колхозники в фильме «Председатель» с Ульяновым в главной роли отправляли своих детей после школы поступать в вузы, лишь бы они избежали участи остаться в селе и работать на земле? Поступление в вуз как жизненный ориентир глубоко проникло в наш менталитет и стало стандартным шагом жизненного алгоритма родился-учился-поступил-женился- поработал-родил детей- вышел на пенсию... 

В-третьих, конечно, дети в результате Монтессори-образования становятся самостоятельными, самодостаточными и свободными, они тонко чувствуют справедливость, всеобщее соблюдение правил, и уже не так легко соглашаются с бездоказательными суждениями и не подчиняются слепо формальным авторитетам. Вот это и беспокоит. 

Есть и объективные тревожащие родителей факторы, 

Например, то, что методика Монтессори для детей от 12 до 18 лет все еще не выстроена, не адаптирована и не прошла проверку в условиях России. Стабильно и долго работающих школ для подростков такого возраста, показывающих стабильные результаты, практически нет. 

Поэтому российскому Монтессори-сообществу нельзя сидеть в создавшейся ситуации сложа руки. Нужно активно работать с родителями, выявляя реальные ожидания родителей от обучения и разъясняя, какими будут результаты. Не нужно тянуть в школы Монтессори детей, ожидания родителей которых сильно расходятся с планируемыми результатами Монтессори-обучения. Ведь для педагогов Монтессори-школы подготовка учащихся к тестам и экзаменам не является приоритетной. 

Ну и, конечно, нужно выстраивать школу Монтессори для детей 12-18 лет – в соответствии с концепцией Монтессори и состоянием и перспективами развития нашей страны и мира в технологической и социальной сферах. 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях
Поиск по тегам
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2014-2017 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon