Please reload

Недавние посты

Что мы даем детям, когда их учим? (Или ожидания от школы Монтессори)

March 19, 2017

1/8
Please reload

Избранные посты

Очевидное-невероятное: зачем школе домашние задания?

 

Многие простые, казалось бы, вещи, на самом деле имеют совсем не те значение и функции, чем это кажется на первый, поверхностный взгляд. Эту мысль мы проиллюстрируем на нескольких примерах в цикле статей «очевидное - невероятное». В памяти старшего поколения еще свежа эта научно-популярная передача, которая раскрывала научные основы привычных и очевидных вещей, которые оказывались на поверку совершенно непонятными и невероятными. Мы проанализируем глубинные механизмы действия некоторых привычных и кажущихся естественными традиций, которые на самом деле являются настоящей дикостью, по крайней мере, оказываются довольно спорными. И начнем со школьных домашних заданий.

Для чего существуют домашние задания? Задаю этот вопрос первому же попавшемуся на глаза индивиду, и вот ответ: «Чтобы закрепить или повторить дома пройденный учебный материал». Этот ответ прост и незатейлив, но он рождает массу вопросов.

И первый вопрос: а в школе, что, невозможно организовать повторение и закрепление? Наверное, можно, но, почему-то, это не делается. Почему же? Тут можно пофантазировать, и предложить такие объяснения: учебная программа так сложна и насыщенна, что на повторение не остается времени. Как будто, школа – не хозяйка сама себе и не может выбрать адекватную по сложности программу. Возьмем учебники. Сейчас, несмотря на многоступенчатую систему их допуска в школы, учебники приобрели совершенно нечитабельный для детей характер, написаны недоступным их пониманию языком. 

Или, например, такое объяснение: школе важно, чтобы дети непременно поработали над материалом самостоятельно и индивидуально. Но разве много детей выполняет домашние задания самостоятельно? Таких крайне мало, единицы. Абсолютное большинство выполняет домашние задания в присутствии и под контролем родителей или репетиторов. Есть даже такие задания, которые изначально задуманы так, что их может выполнить только репетитор или родитель.

Все это наводит на мысль о том, что усложнение учебных программ, текста учебников, заданий было произведено намеренно, для того, чтобы сделать их недоступными детям, переложить ответственность за образование на родителей и окончательно подтолкнуть школу к переходу от обучающего образования к контролирующему. Начало этому перекладыванию ответственности положили именно домашние задания, это была первая ступенька в механизме, которая подключала к обучению детей семью. Давая домашние задания, учитель (и школа) как бы говорили: «Нечего и думать о том, что ребенок сможет учиться без того, чтобы делать домашние задания без вашего участия и контроля. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился, делайте с ним домашние задания!»

Поэтому уже несколько десятилетий мамочки, дети которых пошли в первый класс, уходят на полставки на своей работе или вообще увольняются, чтобы сидеть со своими чадами за их домашними заданиями! Домашнее задание – это инструмент привлечения школой родителей к обучению их детей, перекладывания на них ответственности за это. Учитель говорит: «Ах, вы не делаете с детьми домашних заданий? Тогда все понятно, почему он не учится!» Кроме непосредственной работы над домашними заданиями такое привлечение родителей решает мотивационные задачи – родитель тем или иным способом (ремнем или подарком) создает учебную мотивацию детей.

ЕГЭ также стал одним из значительных шагов на этом пути. Любой директор школы или завуч вам скажет, что школа не готовит к ЕГЭ, не отвечает за то, что ребенок его успешно сдаст. Но тут же он скажет, что оценки, которые будут поставлены в аттестат, зависят от результатов ЕГЭ! Не правда ли, яркая иллюстрация того абсурда, к которому пришла школа – к контролирующему типу образования? "Мы не учим детей и не отвечаем ни за что, но оценивать будем!" Миллионы мамочек в нашей стране уже не могут представить себе, что не они должны делать с детьми домашние задания! Теперь родители уже с первого класса своих чад начинают, что называется, "чесать репу": «А как сдаст наше дитятко ЕГЭ, и что для успешной сдачи мы должны делать уже сейчас?»

Новым, последним инструментом на этом пути является электронный журнал в Интернете. Зачем он придуман? Какую функцию выполняет? Очень простую: он должен повысить ощущение ответственности родителей за обучение детей! Смотрите, как бы говорит такой электронный журнал, вот ваше чадо нахватало двоек и троек, разберитесь, пожалуйста! Это апофеоз контролирующего, без обучения, образования.

Сейчас это перекладывание ответственности за обучение на родителей приобрело приобрело дополнительную гипертрофированную форму Семейного Образования – когда дети полностью изымаются из образовательного процесса муниципальной школы. Школа продолжает их контролировать (аттестовать), но обучение полностью осуществляют родители своими силами или силами привлеченных репетиторов. Государство даже прекратило выплачивать положенные по законодательству на это субсидии. 

А теперь давайте в этом свете вернемся к тезису о бесплатности государственной школы в России. Речь не идет о расходах, которые вынуждены нести школы на охрану, ремонт, Интернет и прочие нужды. Речь о том, что российская школа массово и на постоянной основе, по нескольку часов в день все 11 лет обучения привлекает родителей для решения образовательных задач: повышения учебной мотивации детей, контроля и помощи при выполнении ими домашних заданий, выполнения некоторых заданий ЗА детей. 

Поэтому бесплатность российского образования – миф! Если родители не расходуют денег на репетиторов, то они «платят» за обучение, так сказать, в натуральной форме и кустарно – занимаясь с детьми над домашними заданиями и мотивируя их учиться. 

С частными школами ситуация заметно лучше: здесь, внося родительскую плату за обучение, родитель уже вправе считать, что свою часть ответственности он реализовал, и учить ребенка должна школа, а не он лично! Родители, обучающие детей в платной школе, в большей степени могут спрашивать с нее за качество обучения, и уж, по крайней мере, не будут выполнять с детьми домашние задания, которые дети должны выполнять с профессиональными педагогами школы. Школа снова становится обучающей вместо того, чтобы быть контролирующей. 

Задание для желающих: подсчитать истинную плату за "бесплатность" Российского образования в масштабах страны. Можно утверждать, что проценты ВВП, которое недодает образованию государство – в кустарной и натуральной форме (и в виде плате репетиторам) затрачиваются родителями! 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях
Поиск по тегам
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2014-2017 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon