© 2014-2017 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon
Please reload

Недавние посты

Что мы даем детям, когда их учим? (Или ожидания от школы Монтессори)

March 19, 2017

1/8
Please reload

Избранные посты

Что мешает нам изменить систему образования?

 


Образовательная система в каждой стране, с одной стороны - является отражением социально-экономических условий в этой стране, с другой - сама эти условия и создает, т. к. внутри системы формируется будущее этой страны.

Не секрет, что в России значительная часть родителей недовольна существующей системой образования. По данным социальных опросов от 85 до 98 % родителей. Почему же при таком уровне недовольства лишь незначительная часть родителей готова отдавать детей в альтернативные образовательные системы, которых пока в России не очень много?

Мы провели свое небольшое исследование среди родителей, задав им вопрос: "Что мешает им отдать ребенка в частную школу с альтернативной образовательной системой?" 

В ходе опроса выделились 4 группы родителей:
1. те, кто имеет финансовую возможность водить детей в частную школу, но считает это нецелесообразным по тем или иным причинам;
2. Имеют такую возможность, но считают, что ее нет;
3. Не имею финансовой возможности;
4. Имеют финансовую возможность и отдали детей в частную школу с альтернативной системой образования.

Первая группа родителей назвала следующие причины, почему они не хотят отдавать ребенка в частную школу:
- дорого;
- плохая социальная среда;
- непонятен результат.

Хотим отметить, что все эти причины являются, на самом деле, не причинами, а неосознанными отговорками, т.к. в основе большинства ситуаций лежит страх. По большей части это страх непонятного и неизвестного. 
Рассмотрим предлагаемые респондентами аргументы. Например, аргумент "дорого". Мы предложили родителям посчитать, сколько они тратят в год, на образование ребенка в государственной школе (форма, пожертвование или/и официальная оплата, питание, репетиторы, взносы на праздники и т.д.). Оказалось для многих, что сумма часто не просто равна оплате частной школы, но и может превышать ее в разы. 

Сюда же часто можно отнести и вторую группу родителей: у многих родителей есть готовность тратить на другие вещи гораздо больше средств (например, дорогие игрушки, одежда и т.д.), чем на образование ребенка. Это вопрос семейных приоритетов и ценностей.

Третью и четвертую группу родителей мы рассматривать не будем, т.к. отсутствие возможностей или их наличие это субъективный фактор. Отсутствие или наличие возможно не объективно, а находится у нас в нашей голове, в способе мыслить как человек с возможностями или без таковых.

Второй аргумент - плохая социальная среда. Родители, которые приводили его в пример, имели ввиду, что в частных школах учатся дети состоятельных родителей, и это плохо повлияет на их ребенка, т.к. дети будут зациклены в основном на деньгах. Вот уж странный аргумент! 

По мнению родителей, высказавших такой аргумент против частной школы, получается, что ребенку лучше находится среди детей родителей, не придающих значению успеху и достатку, т.е. асоциальных аутсайдеров, чем среди детей успешных родителей. Если человек финансово успешен, то это почему-то плохо в глазах некоторых наших граждан. 

Они неосознанно транслируют своим детям психологическую установку бедности, пассивности и нужды, формируя дефектную систему ценностей, что быть финансово успешным плохо и что в финансовой успешности есть что-то зазорное, и уж подавно невозможно прикладывать для достижения успеха труд и усилия. 

Есть и еще одна сторона вопроса: та среда, то окружение, в котором будет учится ребенок, впоследствии и станут его средой. Так может лучше выбрать среду для ребенка среди детей социально успешных родителей?

Третий аргумент (непонятен результат) - свидетельство родительских страхов. Понятен ли результат традиционного обучения? Обычно это - потеря мотивации к обучению у большинства детей уже к концу первого класса, перегрузка бессмысленными домашними заданиями, когда вся семья на нервах и принимает участие в их выполнении, страх перед ЕГЭ уже на пороге детского сада и т.д. и т.п. Но мы предпочитаем пусть плохое, но хорошо знакомое, чем что-то новое и непонятное. Фактически, привести ребенка в иную систему образование - это сделать важный шаг к изменениям в своей собственной родительской жизни. Например, в Монтессори-школе нет домашних заданий. Но некоторые родители по привычке начинают давать их ребенку сами. Так понятнее и безопаснее, им кажется, хотя этим они разрушает мотивацию ребенка к обучению.

Если уж и говорить о результате, то стоит определиться: а что есть, собственно, результат? Что для каждого из нас, как для родителя, является результатом школьного обучения?
Хорошие оценки в аттестате? Поступление в ВУЗ?

На самом деле, эти формальные показатели, как правило, не делают счастливыми и успешными ни ребенка, ни родителя.
Хорошие отметки в аттестате больше свидетельствуют о высоком уровне исполнительности, чем о гибкости мышления, активном и творческом подходе к жизни. 

Традиционная система образования строит процесс по принципу "выучил-рассказал-забыл". "Забыл" - это обязательный элемент цепочки, т.к. учат только для того чтобы рассказать (сдать), т.е. получить отметку. Как только отметка получена, информация уходит из памяти за ненадобностью. Соответственно, нет понимания того, что заучивается, процесс обучения строится механически, неосознанно. 

Все эти вещи понятны большинству родителей, но именно страх нового и неизвестного мешает выбрать для ребенка иной вариант образования. 

Соответственно, пока еще в России не произошло критического падения уровня образования, т.к. как только мы достигнем "дна", то начнется массовый исход из традиционных школ. Обычно страх большинство людей преодолевает неосознанно путем порождения еще большего страха, который вытесняет предыдущий. Психологический дискомфорт собственного ребенка, отсутствие мотивации, даже неврозы и серьезные психосоматические заболевания на почве школы - разве это не достаточный источник страхов???

Конечно, мы несколько сгущаем краски, в настоящее время число школ с альтернативными образовательными системами растет, растет и число семей, перешедших на семейное обучение, в частные школы и т.п., причем в разы. Надо отметить, что чаще это вполне осознанный родительский выбор.

Многие родители пытаются учить своих детей за границей. Но тут надо понимать, что каждая страна готовит в школе своих будущих граждан с соответствующим менталитетом. Поэтому родителю важно понимать, к какой цели он стремится, отдавая ребенка в ту или иную систему образования. Важно осознавать, какое будущее возможно у него? Что окажется для него реальным и возможным через 10, 20 лет?

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях