Please reload

Недавние посты

Что мы даем детям, когда их учим? (Или ожидания от школы Монтессори)

March 19, 2017

1/8
Please reload

Избранные посты


Знаете, что самое трудное и очень-очень важное в течение всего учебного дня в Монтессори-школе?

Этот вопрос мне задала моя Монтессори-наставница Ракель в ходе моей стажировки в крупнейшей Монтессори-школе 
в Испании (а может, и всей Европе) - в школе "Монтессори-Палау" в Жироне.

К тому моменту я уже наладил общение по-английски со школьниками своего класса и уже вовсю давал по 3-4 групповых презентации в день. И не сразу нашел ответ на это вопрос.

Самым трудным и очень-очень важным являлась организация ежедневной уборки класса детьми после сессии свободной работы, включенный в нее уход за растениями и питомцами.
Одна проводится после каждой сессии, утренней или вечерней, по звонку треугольника строго в заданное в расписании время и занимает не более 15 минут, после нее - круг и построение на обед.

Трудным и важным делают уборку то обстоятельство, что она затрагивает и работает такие глубокие моральные аспекты 
у детей, как обязанности, ответственность, самооценка ребенком своих действий и поступков, взаимная оценка детьми поведения друг друга.
И, надо сказать, в успешных Монтессори-школах уборка класса активно, подчеркнуто используется в воспитательных целях.

Всегда детям доступны удобные и привлекательные средства для уборки: щетки, совки, швабры, тряпки, пульвелизаторы, губки, специальные санитарные составы. Иногда даже возникает впечатление, что что-то специально делается для того, чтобы подчеркнуть важность уборки. Например, никто ничего не убирает в ходе сессии, дети не пользуются второй обувью, то и дело выходят во двор и возвращаются и при этом наносят песок и грязь, в результате к моменту уборки в среде возникает настоящий, извините за выражение, бардак.

Заранее продуманы, проговореyны, обозначены в среде класса обязанности по уборке, их закрепление
по конкретными школьниками. Учитель сам активно участвует в уборке с тряпкой в руке - а не просто руководит детьми.

В кругу после уборки тщательность уборки и добросовестность выполнения обязанностей проговаривается вначале учителем, потом дети сами начинают оценивать то, как они выполняют свои обязанности.

Профессиональная уборщица моет полы уже в отсутствие детей.
На формирование ответственности, добросовестного отношения к обязанностям и поручениям работает также дежурство по столовой, работа на пришкольной ферме, различные задания на выходные (выполнение которых обязательно контролируется).

К сожалению, в российских общеобразовательных школах дети сейчас не выполняют никаких функций по уборке (за редким исключением). Российская школа отказалась от каких-либо воспитательных задач, кроме пресловутого патриотизма. Все это можно приравнять к крупной диверсии в государственных масштабах, которая приведет к отсутствию представлений об обязанностях и ответственности у подрастающего поколения. В устном жанре никакие воспитательные задачи решить невозможно..

На фотографиях: сцены уборки классов (и обязанности по уборке) в Монтессори школах моей стажировки - в Испании и Голландии.
 

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях