Please reload

Недавние посты

Что мы даем детям, когда их учим? (Или ожидания от школы Монтессори)

March 19, 2017

1/8
Please reload

Избранные посты

Самостоятельная работа детей в классе Монтессори

 
От педагогов Монтессори-школ часто приходится слышать сетования по поводу того, что дети сами не работают в среде, не берут материалы, а предпочитают сидеть и рисовать все время, отведенное для работы, общаясь в небольших группках. В этом нет ничего необычного, противоречащего системе Монтессори: тенденция к общению – одна из ведущих человеческих тенденций, скачкообразно нарастающая от дошкольного возраста к подростковому, а потребность рисовать – один из самых глубинных и древних видов человеческой деятельности, который привел к возникновению письменности и, вообще, современной культуры. 

Однако, методика Монтессори основана на том, что дети самостоятельно и активно работают с материалами, приобретая знания в среде. Как этого добиться?

Оказывается, ничего сложного в этом нет. Все дело в том, что Монтессори-педагогу нужно пробудить и возбудить познавательную мотивацию у детей, а затем собственным примером побудить их к сосредоточенной и концентрированной работе с материалами. Полезными также будут правила поведения, регулярно обсуждаемые и принятые учащимися в классе, типа «На основе презентаций сосредоточенно и концентрированно работаем с материалами».

Также полезным является формирование эмоционального настроя на работу, создаваемого перед началом сессии с помощью пения детских песен в круге, а также начальные приемы планирования и самооценки работы, когда дети записывают то, чем они собираются заниматься, в школьный дневник или ежедневник, а потом, после работы, отмечают в своих планах, что они реально сделали. Как показывает опыт, дети уже с 6-летнего возраста способны выполнять данные действия по планированию и самооценке.

Как пробудить и возбудить познавательную мотивацию у детей? Это легко сделать с помощью общих и групповых презентаций по географии, различных дополнительных опытов и экспериментов, проводимых в рамках концепции Монтессори «космического образования». 1 - 2 взаимосвязанных опыта, в которых имеется момент загадочности и эффектности, и у детей уже пробудился познавательный интерес!

Но всего важнее для сосредоточенной работы детей личный пример педагога. Педагог должен служить для детей примером сосредоточенности и концентрированности. Все для проведения презентаций и демонстраций он должен готовить заранее и иметь под рукой, чтобы не отвлекаться для поиска необходимых ему компонентов во время работы с детьми. Должны быть исключены разговоры педагогов между собой, с посторонними людьми, по телефону в процессе работы с детьми. 

Для концентрированной работы класса необходимо, чтобы каждый из детей участвовал минимум в 1 - 2 презентациях ежедневно, а педагог проводил их не менее 6 - 8, как в общем, так и индивидуальном режимах. Как учат на курсах АМИ, педагог должен быть «машиной для презентаций», проводя их одну за другой, делая маленькие перерывы только для того, чтобы собрать группу детей и взять материал для следующей презентации.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях