© 2014-2017 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

Директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж),
Доктор педагогических наук, профессор А.В.Могилев

 

Продолжая статью о письме в Монтессори-школе (по стандарту АМИ), начатую в Части I, мы должны, после анализа обучения механическому письму, остановиться на двух других, более высоких уровнях письма – письме функциональном и письме креативном.

Напомним, что функциональное письмо – это письмо, когда ребенок делает записи в процессе своей широкой неязыковой деятельности и необходимые для этой деятельности. 

Например, пишет дату на доске, записи в дневник, термины в рабочей тетради. В Монтессори-классе возникает масса ситуаций, когда стимулируется именно функциональное письмо, и это ускоряет обучение механическому письму. У детей появляется мощный мотив для того, чтобы научиться писать – потому что это умение необходимо для массы других дел и занятий, придающий механическому письму смысл и значение.


Важными приемами, развивающими функциональное письмо, является выполнение надписей на открытках и поздравлениях (других детей, родственников в семье, учителей), писание писем детям из других Монтессори-школ (и городов), ведение записей в дневнике о наблюдениях во время прогулок, участии в презентациях и опытах, выполнение подписей под различными объектами в процессе работы с материалами. Ничего, что дети пока не могут отразить в своих письмах и записях что-то важное и ценное: «Здравствуй, меня зовут Иван. Я живу в городе N. У меня есть мама, папа, старший брат и кошка…». Вот такие, примерно, получаются письма у шестилеток. Главное, что у ребенка происходит ВНУТРЕННЯЯ работа по описанию себя и своей жизни, и при этом письмо используется ФУНКИЦОНАЛЬНО. Отметим, что при функциональном письме учителю не следует обращать внимание на допущенные детьми орфографические ошибки (поскольку грамотность в процессе функционального письма не находится на первом месте). Исправление ошибок способно полностью убить мотивацию ведения каких-либо записей детьми, поэтому при функциональном письме стоит уделять внимание полноте и структурности записей, а не их орфографической корректности.

Отметим, что своим отношением к функциональному письму школа Монтессори заметно отличается от традиционной школы. В традиционной школе вообще не выделяют педагогическую задачу формирования функционального письма, а надолго задерживаются на развитии навыков письма механического. Отметим, что само по себе механическое письмо быстро теряет для детей привлекательность и смысл, дети продолжают заниматься им исключительно из исполнительности и послушания, будучи мотивированными школьными отметками. Как результат – отсутствие у выпускников общеобразовательной школы именно функциональной грамотности. Они могут написать диктант или изложение, когда это от них требуют, но, как правило, не способны и не испытывают потребности вести какие-то содержательные записи как элемент их комплексной интегрированной практической деятельности.

Следующий уровень письма – креативное письмо, - соответствует уже творческому использованию письма для выражения собственных оригинальных мыслей и чувств. Для этого следует ввести в практику Монтессори-класса написание сочинений уже начиная с 6 лет, а также последовательно проводя ключевые уроки по композиции отдельных абзацев, а также эссе, отчетов, докладов, пресс-релизов, репортажей и прочих сочинений в различных жанрах. Сочинения полезно задавать на выходные и праздничные дни, предлагая интересующую детей или просто важную тему: «Приметы осени (зимы)», «О вежливости», «О дружбе», «Моя любимая книга», «Мой дом», «Моя семья», «Мои домашний любимец» и т.д. При этом необходимо ориентировать родителей, чтобы они не подменяли детей, не писали сочинения за них, а максимум – приняли бы участие в обсуждении темы сочинения. 

Написанные сочинения необходимо зачитывать, сидя в кругу в доверительной обстановке, находя позитивные выражения для КАЖДОГО сочинения, несмотря на их недостатки. Поверьте, дети сами увидят эти недостатки и в следующих сочинениях постараются не допускать их. Поскольку требование грамотности сохраняет свое значение, работу над ошибками в сочинениях также необходимо проводить, но ее нужно «оторвать» от креативной части работы. Скажем, если дети принесли сочинения в понедельник, их нужно в понедельник и зачитать, а в четверг или пятницу можно провести работу над ошибками, которая состоит в том, что учитель ПОДЧЕРКИВАЕТ неправильно написанные слова, а ученик должен сам, пользуясь материалами по орфографии и орфографическими словарями, установить правильное написание слов и выражений, а затем трижды записать правильно в тетради слова, в которых были допущены ошибки (чтобы лучше их запомнить). При этом важно подчеркнуть, что писать нужно грамотно, но ничего страшного в том, что допущены ошибки – нет. Каждый может допустить ошибку, главное, научиться их находить и исправлять. 

Одна из тем в изучении языка в Монтессори-школе посвящена редактированию текстов, символами редактирования. Полезно будет организовать игру детей с перекрестным редактированием эссе друг друга (но то уже в классе 9-12).
Развитие содержательного, креативного письма у детей включает также чтение литературных прозаических отрывков классиков: Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Тургенева, Горького, Чехова, Алексея Толстого, Бунина, Куприна, Шолохова, Пришвина, Булгакова и др., описывающих природу и быт людей, их поведение, чувства и мысли. Важным также является опыт драматизации: попытки выразительного чтения предложений при их разборе, отдельных сценок и литературных представлений и попыток поставить силами учащихся настоящие драматические произведения.

К развитию креативного языка следует отнести и коллективные посещения театров (детские постановки), а также просмотр кинофильмов. Такой просмотр может проводиться как в составе класса, так и в семье, с родителями. Благо, что современные возможности техники (компьютер, интернет, DVD- техника и т.д.) это делают несложным.

Интересно, что Монтессори-методика обучения языку по АМИ "замыкает" развитие функционального и креативного письма с письмом механическим. ПАРАЛЛЕЛЬНО этим видам письма продолжается обучение механическому письму до самого конца программы в 12 лет. Сюда относятся каллиграфия (специальной перьевой ручкой по специальным пособиям с изучением различных рукописных шрифтов) и слепой десятипальцевый набор текста на компьютерной клавиатуре (с использованием клавиатурного тренажера). Такой набор становится повседневным видом работы детей в классе 9-12.

Список литературных произведений для чтения и кинофильмов для просмотра, рекомендуемых в российской школе Монтессори, мы опубликуем позже.

Письмо в Монтессори-школе. Часть II