© 2014-2017 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

Директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж),
Профессор, доктор педагогических наук А.В.Могилев

 

После того, как мы написали о чтении в Монтессори-школе и эта заметка собрала массу позитива, мы не можем обойти стороной письмо. Но письмо – такой интересный и многосторонний процесс, что ограничиться одной частью статьи оказалось невозможным.

Развитие навыков письма у учащихся – следующая после чтения перманентная задача любой школы, не только школы Монтессори. Однако при изучении методики Монтессори в стандарте АМИ поражает крайне скудное количество письма и выполняемых учащимися письменных заданий. Здесь даже не предусмотрены тетради (то есть ВООБЩЕ, АБСОЛЮТНО НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ!) для ведения учащимися записей, ни по математике, ни даже по языку, не говоря уже о других предметах – географии, биологии, истории!

Письмо в российской школе занимает принципиально иное место. Наши дети пишут намного больше, чем их зарубежные сверстники. Практически ежедневно они выполняют письменные задания (а учителя их проверяют!). Письмо считается общеучебным навыком, необходимым для обучения вообще, по всем предметам. Однако причины этого непонятны и даже нельзя сказать, плохо этот или хорошо. Возможно, это плохо, но может быть, и нет.

Вероятно, при этом у нас исходят из постулата о всеобщей бедности и нищете, об отсутствии учебных книг и других учебных материалов, о том, что библиотеки и другие хранилища текстовой информации не существуют, как в первые годы после революции и гражданской войны. В результате урок имеет тенденцию превращаться в лекцию, в ходе которой учитель «дает» всю необходимую учебную информацию, а ребенку приходится ее конспектировать. Также одной из традиций российского образования является конспектирование печатных текстов или даже целых книг. Поскольку такие конспекты учащимися никогда не перечитываются, вероятно, главным навыком, формируемым при таком конспектировании, помимо механического письма, считаются навыки «выделения главного» в тексте… Колоссальное внимание уделяется структурированным записям учащихся в тетрадях, где ежедневно записывается, например, дата, слова «классная работа» или «домашняя работа», подсчитываются строчки или клеточки, которые нужно пропустить. Огромное значение имеют всякие обозначения: фигурная скобка, квадратная скобка, значок следования, просто стрелочка и т.д. Этот формализм, похоже, привносится в школьную систему массовой российской бюрократией, которая существовала у нас со времен Ивана III Калиты, а последнее время только усиливается и усиливается. Бюрократия ведь и сама все время пишет, а письмо учащихся в школе – это такая вещь, которую можно легко проверить. Чем учитель занимался с детьми на уроках весь прошедший месяц? А подать сюда тетради учащихся!

Однако во все мире и в школе Монтессори в версии АМИ с письмом все обстоит совершенно не так! Здесь даже не предусмотрены тетради и ведение систематических, структурированных записей учащимися! Дети пишут на разрозненных листочках, собирают их в книги, работают с полосками бумаги, карточками и т.д. Письмо не считается общеучебным навыком, а является узкой, специфической учебной задачей.

Однако, для того, чтобы сохранить определенную преемственность школы Монтессори и традиционной школы в условиях российских образовательных традиций, дефицит письма приходится восполнять. На базе основных идей Монтессори по методике письма, нам придется разработать новую, полностью адаптированную к традициям отечественного образования и правописания для русского языка методику!

В системе Монтессори рассматриваются три уровня письма:
1-й уровень – механическое письмо, при котором учащийся владеет навыками по простому переписыванию текстов с образцов, подготовленных рукописными буквами. Начальные навыки письма на этом уровне дает работа, например, с прописями.
2-й уровень – функциональное письмо, которое протекает без использования образца или сопровождается переработкой текста, который может быть печатным или состоять из фрагментов. Характерным примером функционального письма является, например, словесная запись даты, расписания занятий в дневнике, изложение простого текста.
3-й уровень – творческое или креативное письмо. Это уже не просто навыки, это ценностное отношение к письму, когда ребенок его любит и стремится писать сам, получая от письма удовольствие, самостоятельно находя для этого поводы и темы. Уровень креативного письма отвечает написанию детьми эссе, ведению дневниковых записей, переписке со сверстниками в других городах и т.д.

Интересно, что эти уровни скорее образуют пирамиду: переход на более высокие уровни письма не означает отказа от предыдущих, утраты к ним интереса. Например, на уровне творческого письма у ребенка может усилиться интерес к каллиграфии, к выработке хорошего почерка, к различным шрифтам, к инструментам для писания – карандашам и ручкам. Поэтому переход от механического письма к формированию навыков функционального письма не означает, что упражнения для руки по письму и работу над почерком можно заканчивать.

Но обо всем по порядку.

Первые навыки механического письма ребенок получает в детском саду Монтессори, работая с шершавыми буквами и в процессе письма на песке. Отметим, что упражнение в письме на манке недопустимы! Продукты питания нужно использовать только по назначению, и ценностное отношение к продуктам питания - один из важных посылов системы Монтессори.
Если навыки механического письма не сформировались у детей в детсадовский период, то эти упражнения можно на короткое время – 3 недели -1 месяц – провести после приема ребенка в класс 6-9 школы Монтессори. Продолжение упражнений с шершавыми буквами – повторение очертаний букв движением руки в воздухе.

Параллельно должна вестись работа по подготовке руки к письму с рамками вкладышами – цветное штрихование рамок различной формы, создание комбинированных рисунков из закрашенных контуров вкладышей. 

Следующим упражнением по развитию механического письма является письмо мелом на доске. Поэтому важно в классной комнате иметь достаточного размера классную доску, на которой дети могу свободно рисовать и писать мелом, а также среди материала «ручную» доску для письма мелом. В сочетании с подвижным алфавитом, с помощью которого продолжается изучение очертаний рукописных букв, на письме мелом на доске следует задержаться. Потом переходим к письму карандашом в прописях и, вскоре, к переписыванию коротких фрагментов текстов на листах в линейку для письма и в тетрадь с линиями. Кстати, для письменных работ в среде необходимо иметь красивую бумагу для записей или писем (листы в линию размером A5 с каким либо орнаментом или ненавязчивым рисунком), а также мы рекомендуем общие тетради по 100 листов формата А4. Писать детям до 8 лет следует только простыми карандашами (HB или BB), причем постоянно следить за правильным хватом карандаша и достаточной его заточкой. После 8 лет можно в качестве привилегии для хорошо пишущих детей разрешать им писать перьевой или капиллярной ручкой (но не шариковой!)
Этих упражнений вполне достаточно на этапе развития механического письма.

Параллельно нужно переходить к формированию функционального письма. Об этом – в части 2 этой статьи.

Письмо в Монтессори-классе. Часть I.